ИТ-продукт – это инструмент для решения бизнес-задачи. Бизнес растет и эволюционирует, его задачи всегда многогранны, взаимосвязаны между собой и охвачены разнообразным контекстом, при этом имеют множество заинтересованных сторон. Часто даже определение самой задачи и выбор метода ее решения на уровне бизнеса представляют собой непростую задачу, а в сфере ИТ для каждой задачи еще и возможно множество вариантов реализации.
Поэтому мы никогда не принимаем в работу готовое «ТЗ» на решение. Мы начинаем с того, что определяем, какую истинную потребность должно удовлетворить ИТ-решение для бизнеса, анализируем контекст, предлагаем общее видение продукта, и уже когда мы удостоверились, что оно подойдет, – переходим к детальному проектированию.
Формирование концепции продукта
1. Выявление бизнес-потребности
В компании давно работают устоявшиеся процессы, но со временем они стали неудобными, бизнес их перерос. Мы вместе с заказчиком определяем, что именно в текущем состоянии мешает жить пользователям, менеджменту, владельцам бизнеса, чего не хватает и что хочется получить.
Например, у вас есть корпоративный портал, разработанный достаточно давно, до эры мобильных гаджетов, и не оптимизирован под них. Но в современных реалиях большинство сотрудников решают свои задачи на портале именно с мобильного телефона, а потому сталкиваются с большими проблемами в использовании. При этом подразделение, отвечающее за портал, не может его развивать и поддерживать, а бизнес не может использовать портал для решения стратегических задач компании.
Вот она, бизнес-потребность – создать единое пространство для решения всех корпоративных задач и сделать процесс использования приложения удобным и понятным пользователю.
2. Сбор информации
Мы погружаемся в бизнес-контекст и всесторонне изучаем состояние AS-IS:
- Проводим интервью с ключевыми заинтересованными лицами в компании, выявляем цели и KPI решения с точки зрения влияния на бизнес
- Изучаем существующие системы и ИТ-ландшафт вокруг них
- Изучаем «старый» бизнес-процесс, анализируем, какие шаги в нём можно автоматизировать или сократить
- Анализируем задачи не только со стороны бизнеса, но и со стороны целевой аудитории — пользователей и клиентов: при необходимости проводим CustDev, чтобы получить обратную связь и скорректировать UX
- Если планируется разработка решения на рынке B2C — изучаем конкурентов, УТП продукта
3. Гипотеза
Исходя из собранных данных формируем видение решения, которое нам кажется оптимальным с точки зрения решения бизнес-задачи, скорости реализации и внедрения, возможности дальнейшего развития, стоимости эксплуатации и т.п.
Для примера с устаревшим корпоративным порталом может быть несколько решений:
- Можно сделать полностью новый портал, адаптированный под отображение с мобильных телефонов
- Можно сделать корпоративное мобильное приложение, на котором будет гораздо удобнее решать оперативные задачи на ходу
- Можно разделить задачи на «офисные» и «полевые» и реализовать соответствующие разделы на портале и в мобильном приложении и т.п.
Мы обсуждаем с вами сформулированные нами гипотезы и выбираем тот вариант, который лучше всего будет работать в ваших обстоятельствах.
Если мы формировали гипотезы для B2C продукта, то проверяем их на фокус-группах.
4. Концепция решения
Наполняем наше видение — прорабатываем на верхнем уровне ключевые аспекты реализации решения.
- Концепт UI/UX
На примере нескольких экранов или ключевых флоу показываем, как будет выглядеть интерфейс решения для пользователей - Архитектура и технологии
Определяем подходящий стек для реализации, основные компоненты системы, взаимосвязи между ними, необходимые интеграции с существующими корпоративными системами - Дорожная карта реализации
Определяем состав MVP и критерии запуска, бизнес-приоритеты для определения очередности реализации фич, определяем, когда и какое необходимо участие со стороны подразделений заказчика и других подрядчиков
По итогу презентуем концепцию и обосновываем все предлагаемые решения.
5. Проектирование
Наполняем наше видение — прорабатываем на верхнем уровне ключевые аспекты реализации решения.
Когда концепция принята – начинаем детализировать видение. На этапе проектирования мы уже подробно:
- Проводим бизнес-, системную аналитику и другие дополнительные исследования
- Создаем дизайн-концепции и проектируем пользовательские интерфейсы