21 августа 2019
Блог
Заметки менеджера: поведение и общение
У каждого менеджера свой стиль руководства, которые накладывает некоторые шаблоны на его поведение и общение. Про это написаны десятки книг. Оспаривать их я не буду. Не буду и предлагать свою собственную классификацию. Предлагаю посмотреть на вопросы поведения и общения исходя из здравого смысла и обычных здоровых отношений между адекватными людьми. Я считаю так:
Вести себя с людьми надо так, как хочешь, чтобы они вели себя даже не с тобой, а с твоими детьми.
Изначально предполагается, что чем выше руководитель в иерархии управления, тем умнее, успешнее и глубже он понимает воды бизнеса, в которых плавает с людьми.
При разборе отдельных ситуаций и моментов мы напоминаем менеджерам раз за разом, что сотрудники смотрят на них и делают ровно как они.
Топ-менеджер заботится о менеджерах среднего звена? В ответ они позаботятся о подчиненных и коллегах. Требуешь быть пунктуальным — приходи на совещания за минуту до их начала. Тогда все приглашенные будут там за три минуты до начала, и никто никого ждать не будет.
То, что я закладываю в человека, он обязательно мне и возвратит. Так что мы, руководители True Engineering, тщательно и на всех уровнях стараемся избегать манипуляций и игр на недостатках и слабостях. Чтобы потом, как говорится, не удивляться: «А нас-то за что?!». По мне — так проще изначально быть прозрачнее, честнее и профессиональнее.
Несколько слов об уважении к людям и их работе
На мой взгляд, это крайне важно — уважать труд другого человека. Любого. И каждый руководитель должен это понимать. Вне зависимости от стиля управления, должности и уровня этого руководителя.
Я последовательно воспитываю это чувство у себя и своих сотрудников. Уважение совсем не значит подобострастие или какое-то аналогичное проявление. Уважение в этом контексте для меня значит подумать заранее и сделать так, чтобы человеку было комфортно со мной работать. И чтобы он понимал, что его работа и результаты также нужны мне, команде, компании. И что я как руководитель это вижу и ценю.
Мы учим сотрудников на простых примерах.Это ежедневные рабочие ситуации — то, с чем сталкивается каждый сотрудник в своей работе.
— Готовишься к встрече? Продумай вводную, запиши вопросы, возьми с собой ежедневник и ручку, убедись, что в переговорной комнате (неважно, у вас или у собеседника) есть все, что необходимо: доступ, проектор, доска и так далее.
— Понимаешь, что опоздаешь? Предупреди! И предупреди заранее, а не через три минуты после начала, когда уже все в сборе.
— Структурируй свои письма и пиши тексты так, чтобы за первые пять секунд адресат получал всю ключевую информацию. Для этого настоятельно рекомендую прочитать книгу Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст».
Качество общения и переписки
Раз уж зашел разговор об общении, то добавлю несколько слов о языке. О великом и могучем русском языке и о том, как мы его используем.
Язык структурирует мозг. Еще с детства. Для малыша нет большой разницы — учить один язык, два или десяток. Главное — с ним разговаривать и практиковаться.
Я по себе заметил: чем больше я читаю, тем правильнее пишу. Если читаю хорошую литературу с богатым языком, то тренирую мозг. Мой активный словарный запас увеличивается. И в нужной ситуации я спокойно формулирую мысль и говорю без запинок. Чем больше и точнее я говорю или пишу — тем лучше я думаю.
Поэтому для меня одним из критериев оценки на собеседовании является речь кандидата. Я расспрашиваю его о том, что он читает, как часто, что его цепляет и так далее. Совершенно необязательно в разрезе профессиональной литературы. Я смотрю не только на то, что кандидат читает, но и как он об этом рассказывает. И вообще на его речь.
Правильный язык и внятная речь — признак ясности ума и сообразительности.
Я всем своим руководителям и сотрудникам настоятельно советую: «Читай, пиши, переписывай. Доводи свои фразы в письмах и в разговоре до кристальной ясности, особенно при обучении и постановке задач. И требуй этого от своих подчиненных». Если человек пишет плохие письма, я прорабатываю с ним «хороший» вариант уже написанного письма или прошу это сделать его непосредственного руководителя.
Поведение и общение — это еще один из аспектов, о которых мы думаем при подборе и обучении руководителей и в рамках поддержки корпоративной культуры.
Признаемся, что у нас нет цели выйти на уровень четко прописанных и негласных правил поведения, как в транснациональных корпорациях. Но мы уже давно переросли формат «семейной компании», где все друг друга знают и всё очень неформально.
А значит — пришла пора задуматься о действительно важных моментах корпоративной жизни, которые позволяют развиваться в привлекательную и для клиентов, и для сотрудников ИТ-компанию.
В результате таких раздумий, уложенных на бумагу, и появился этот мини-сериал заметок руководителя. В него входят как домашние заготовки, так и некоторые свежие мысли, которые рождаются в ходе обсуждений предыдущих заметок с вами.
- Менеджерский выбор: как мы принимаем решения
- Осознанность и свобода: рассуждения менеджера
- Заметки менеджера: проблема последней мили
- Как обучать руководителей
- Стрессоустойчивость и юмор в работе менеджера
Буду рад, если вы в комментариях обозначите интересующие вас темы, о которых подумаем и мы. Если придумаем вместе что-то интересное или у нас на этот счет найдутся примеры из нашей жизни, обязательно поделимся.
Оригинал опубликован на VC.ru