2 июня 2024
Блог
Как бизнесу сотрудничать с университетами и колледжами: делимся опытом
Никитина Екатерина, HRD True Engineering, 20 лет работает в области управления персоналом и 18 из них в ИТ-компаниях, отвечает за проекты сотрудничества с университетами. В статье она рассказала, как и зачем мы сотрудничать с учебными заведениями и талантливыми студентами, а также поделилась опытом True Engineering.
Если делать – выгодно всем
Необходимость сотрудничества между учебными заведениями и бизнесом сейчас ни у кого не вызывает вопросов. А если у кого-то и сохранились стереотипы, что лучше подождать пока студенты наберутся опыта, или что в ВУЗах и техникумах учат не тому, что нужно бизнесу, то пора эти стереотипы пересмотреть.
Влияние демографических факторов только усиливается, а конкуренция за людей все больше нарастает. Сотрудничество с учебными заведениями дает бизнесу доступ к талантливым, заинтересованным специалистам. Они образованы, лояльны и готовы работать.
Через такое сотрудничество бизнес может влиять на учебные программы, проводить исследования на инфраструктуре учебных заведений, апробировать и внедрять в свою работу инновации, повышать известность бренда компании среди специалистов.
Учебные заведения получают возможность трудоустраивать своих студентов и выпускников, держать руку на пульсе в области технологий, знаний и подходов, актуальных для бизнеса, получать дополнительное финансирование на свои проекты.
В конце концов, этот тандем положительно влияет на развитие нашей экономики, а это уже многого стоит.
Зачем бизнесу сотрудничать с высшими и средними учебными заведениями
Многие компании начинают работать со студентами с самых первых курсов, а иногда даже со школы. Пока вы ждете опытных специалистов, их уже обучил под себя, заинтересовал и нанял кто-то другой.
Сотрудничая с учебными заведениями, бизнес получает квалифицированных специалистов, приток новых идей и известность в профессиональном сообществе. Фокус учебных заведений дополнился практикой и отработкой навыков. Студенты вместе учатся, делают учебные проекты, получают опыт командной работы и создания реальных работающих решений. Кроме этого, связи, которые создаются в процессе обучения, сохраняются надолго и являются базой для развития бизнес-сообщества, сотрудничества между компаниями и почвой для создания совершенно новых бизнесов. Все студенты рано или поздно заканчивают обучение, а молодые специалисты получают опыт, становятся экспертами, руководителями и собственниками бизнесов.
Зачем вузам сотрудничать с бизнесом
Убедить учебные заведения сотрудничать с бизнесом сейчас очень просто. Вузы и средние учебные заведения заинтересованы в этом и проявляют гибкость в походах и форматах сотрудничества.
Помимо факторов, связанных с улучшением учебных программ, подготовкой кадров для современного бизнеса и устранения разрыва в знаниях и навыках, которые дает вуз и которые необходимы для роста экономики, есть и вполне утилитарные факторы – например, рейтинги вузов.
Место каждого вуза в рейтинге определяется индексом на основании характеристик университета:
1. условия для получения качественного образования;
2. уровень востребованности работодателями выпускников;
3. уровень научно-исследовательской деятельности ВУЗа.
Второй пункт из списка характеристик включает группу факторов: «качество карьеры выпускников» и «сотрудничество с работодателями». Качественное сотрудничество с бизнесом позволяет учебному заведению подняться в рейтинге, а высокие рейтинги привлекают новых абитуриентов. Кстати, востребованность среди абитуриентов тоже повышает рейтинги.
Кроме рейтингов есть и еще одна важная вещь – это стратегия развития экономики, часть ее реализована в Плане Министерства науки и высшего образования, где сотрудничеству с бизнесом уделяется особое внимание. Создаются Научно-образовательные центры, Научно-технические инициативы, на базе которых могут быть реализованы как исследования, так и созданы реальные продукты, востребованные бизнесом. Ожидается, что бизнес будет вкладывать больше денег в такое сотрудничество.
Как мы сотрудничаем с НГУ и ВКИ
Выбор подходящего колледжа или университета зависит от специфики и целей бизнеса. Нужно ответить себе на вопрос, какие цели вы преследуете и каких результатов хотите добиться.
Например, мы в True Engineering ставим перед собой несколько целей:
1. Повышение уровня образования и практических навыков в ИТ-отрасли. Для этого мы создаем спецкурсы, проводим мастер-классы для студентов. Делаем практико-ориентированные дипломные проекты.
2. Закрытие вакансий – студенты, которых мы берем на стажировку проходят отбор и сразу попадают в реальные проекты, 98% из них остаются работать в компании.
3. Повышение известности бренда компании – для этого мы участвуем в мероприятиях вуза, проводим гостевые лекции, участвуем в подкастах, видео-интервью, пишем статьи, выпускаем спец. серии сувенирной продукции и поддерживаем инициативы Университета.
Мы взаимодействуем с учебными заведениями в совершенно разных форматах, и каждый из них по-своему эффективен:
· Стажировки и практики для студентов в компании. Мы берем на стажировку студентов последних курсов бакалавриата, учащихся магистратуры и выпускников IT-специальностей, маркетинга, экономики, HR и других. Участники с первого же дня выполняют реальные задачи и присоединяются к проектам. Работать можно не полный день: ведь важно дать возможность студентам совмещать работу и учебу.
· Выпускные квалификационные работы. Уже второй год мы работаем с выпускниками: как правило, каждый куратор-научный руководитель ведет 1-2 проекта. Мы всегда предлагаем темы, которые связаны с реальным производством и в дальнейшем в него внедряются.
· Гостевые лекции, круглые столы и мастер-классы от специалистов компании.
· Создание специализированных курсов и образовательных программ, спецкурсов, курсов дополнительного обучения, специализированных кафедр. Сотрудники нашей компании участвуют в преподавании, это помогает готовить профессионалов под свои требования и выбрать для трудоустройства тех студентов, которые хорошо проявят себя на курсе.
· Проведение или поддержка кейс-чемпионатов, хакатонов, олимпиад, дебатов.
· Карьерные мероприятия. Популярный и действенный формат для того, чтобы познакомиться со студентами, рассказать о компании и предложить стажировки. Мы посещаем каждое мероприятие от НГУ и каждый раз получаем в свою копилку несколько десятков талантливых студентов.
· Спонсирование или организация мероприятий для студентов, концертов, посвящений, номинаций.
· Дни открытых дверей в компании для студентов.
Подробнее о том, как мы проводим образовательную деятельность со студентами, читайте в нашем новом лендинге «Образование».
Молодые таланты, инновационные идеи и ресурсы, профессиональные связи – хороший стимул тратить время и силы на сотрудничество. Нужно хорошо понимать, что если не заниматься молодыми специалистами, то опытные сами по себе ни откуда не возьмутся. Это общая ответственность учебных заведений и бизнеса. Разработка совместных проектов, исследований, образовательных программ стимулирует новые идеи, подготовку именно тех специалистов, которые нужны компаниям и в конечном итоге ведет к экономическому росту и технологическому прогрессу нашей страны.