4 апреля 2024
Блог
Как непрерывно развивать ИТ-продукт за счет инструментов аналитики?
Постоянный анализ ИТ-продукта – ключ к успеху его дальнейшего развития.
Допустим, перед вами стояла задача реализовать новый сценарий в приложении. Вы уже собрали информацию от бизнеса, зафиксировали цели, зафиксировали текущие показатели, сформулировали ряд гипотез, спроектировали сценарий, провели UX-исследование, скорректировали UX, разработали, протестировали сценарий и даже выпустили его в релиз.
Значит ли: «Всё, ура, мы достигли целей?» Ответ: «Пока что нет!».
Релиз – это прекрасно, но нам еще предстоит проанализировать результаты и при необходимости продолжить заниматься улучшением сценария, пока не добьемся поставленных целей. Более того, при достижении поставленных целей могут появиться новые вызовы, которые необходимо воплотить в жизнь.
Чтобы развивать решение эффективно и целенаправленно, необходимо смотреть на результаты комплексно, и в этом нам поможет процесс непрерывного развития, который можно представить в виде упрощенной схемы:
Ключевые шаги непрерывного развития:
- Постановка бизнес-целей
- Формирование гипотез
- Измерение текущего состояния
- Разработка
- Релиз
- Анализ результатов на основании данных
- Отчет о достигнутых результатов
- Корректировка гипотезы на основании выводов, основанных на данных
- Корректировка бизнес-целей
На какие данные важно опираться при анализе результатов:
- Бизнес показатели
- Технологические показатели
- Технические показатели
- Обратная связь от пользователей
Давайте чуть подробнее рассмотрим, чем данные группы показателей отличаются друг от друга.
Бизнес-показатели
Предоставляют информацию о пользовательском опыте, финансовом и коммерческом успехе ИТ-решения.
Примеры ключевых метрик:
- Конверсия: конверсия в покупки, регистрации, подписки, скачивания и т.д.
- Воронка: позволяет идентифицировать узкие места внутри сценария и выявить проблемные зоны с большим оттоком пользователей. Это помогает оптимизировать пользовательский опыт и увеличить конверсию
- Выручка: Общая выручка, средний чек, доход с одного пользователя (ARPU).
- Retention (удержание): процент пользователей, возвращающихся через определенный период времени (неделя, месяц, год)
- User Engagement Metrics: среднее время использования приложения, количество сеансов в день/неделю, глубина просмотра контента и т.д.
- Lifetime Value (LTV): средняя прибыль, которую приносит пользователь за все время пользования приложением
- Churn Rate: процент пользователей, прекративших использование приложения.
- ROI (Return on Investment): оценка возврата инвестиций в разработку и внедрение нового сценария
- И другие метрики
Какие инструменты можно использовать:
- BigQuery – система анализа больших данных от Google
- Looker studio – визуализация данных от Google
- Яндекс. Метрика – наглядная аналитика продукта в простых сценариях: карта кликов, отправка форм
- Matomo – серверное решение для веб-аналитики, данные остаются в компании
- Grafana - визуализация показателей и алертинг
Пример воронки, созданной в Looker studio.
Технологические показатели
Оценивают производительность и надежность приложения.
Примеры ключевых метрик:
- Ошибка и стабильность: количество ошибок, уровень стабильности приложения.
- Время загрузки страниц: время, необходимое для загрузки различных экранов приложения.
- Отклик интерфейса: время, проходящее от действия пользователя до реакции приложения.
- Crash Rate: процент сбоев приложения.
- Battery Usage: влияние нового сценария на расход заряда батареи устройства.
- App Size: размер приложения и его влияние на доступное пространство на устройстве.
Например, улучшение времени загрузки страниц может свидетельствовать об оптимизации нового сценария и привести к увеличению конверсии.
Какие инструменты используем:
- ElasticSearch, Logstash, Kibana - логирование действий пользователей
- Crashlytics - сбор данных о поломках, ошибках
- Grafana - визуализация показателей и алертинг
- Alertmanager – алертинг
Технические показатели
Аналитика продукта, содержащая информацию об использовании ресурсов приложения, таких как память, процессор и сеть, а также состоянии сетевой инфраструктуры. Изменения в показателях могут указывать на потенциальные проблемы с производительностью и возможности оптимизации.
Примеры ключевых метрик:
- Memory Usage: использование оперативной памяти устройства приложением
- CPU Usage: использование процессора устройства приложением
- API Performance: время ответа на запросы к внешним API
- Database Performance: время выполнения запросов к базе данных
- Network Performance: среднее время ответа сервера, скорость загрузки данных через сеть
- Uptime: время, в течение которого сеть работает при полном условии функционирования
- Downtime: период времени, в течение которого сеть не функционировала на полной мощности
- Availability: показатель насколько доступна была сеть для пользователей в течении определенного периода времени
- Packet Loss: потеря пакетов данных в процессе передачи
Например, увеличение использования процессора может указывать на неэффективное выполнение нового сценария.
Какие инструменты используем:
- Prometheus, Victoriametrics - сбор и агрегирование данных по метрикам
- Zabbix - мониторинг метрик
- Grafana - визуализация показателей и алертинг
- Alertmanager – алертинг
Обратная связь от пользователей
Является ценным источником информации о пользовательском опыте. Изучение обратной связи помогает понять, как пользователи воспринимают новый сценарий, выявить проблемы или недостатки, а также определить потенциальные улучшения или новые гипотезы.
Примеры ключевых метрик:
- Отзывы и оценки: содержание отзывов, количество положительных и отрицательных оценок
- Опросы и интервью: результаты опросов пользователей, обратная связь из интервью с пользователями
- User Satisfaction Score: общая оценка удовлетворенности пользователей с помощью методов NPS, CSAT и т.д.
Обращу внимание, что метрик намного больше, и в рамках этой статьи мы привели примеры наиболее часто используемых.
Чтобы в обилии метрик не потерять главную суть, для каждой фичи, сценария или ИТ-продукта в целом, жизненно необходимо определить ключевую метрику: North Star Metric (NSM или метрика Полярной звезды), которая будет отражать его основную ценность. В зависимости от целей продукта это могут быть совершенно разные метрики, например:
- Количество купленных продуктов в месяц
- Количество просмотренного контента
- Количество данных, внесенных в систему
- Количество покупок на одного посетителя
- Количество новых активных пользователей
- И т.д.
Аналитика продукта в разрезе этих четырех категорий показателей позволит получить всестороннее представление о воздействии нового сценария на пользователя и приложение в целом и принять обоснованные решения относительно его дальнейшего развития.
Узнать больше про то, как мы работаем с аналитикой в компании:
Аналитика в IT: виды и как они вляют на успех продукта
Работа с целеполаганием и продуктовыми метриками в аналитике