6 сентября 2024
Блог
Принципы эффективных коммуникаций в работе и в жизни
На наш взгляд не будет преувеличением сказать, что коммуникации – это основа всего. Невозможно выстроить эффективные процессы, если команда не понимает, что вы от нее хотите. Рассказываем, как наладить эту самую коммуникацию и не растратить при этом весь свой ресурс.
Проблема и ее решение
Коммуникации - основа нашей работы. И практически каждый из нас так или иначе общается, если не со всеми членами команды, то точно с большинством. Ни для кого не секрет, что в большой команде очень много коммуникаций. Казалось бы, нужно просто уменьшать количество коммуникаций и затрачиваемое время, чтобы быть более продуктивным. Давайте разберемся, так ли это?
Да, на коммуникации уходит ресурс в виде времени. Но если посмотреть на это более внимательно, то мы поймем, что этот ресурс делится на:
- Хорошие затраты, те, что с позитивным КПД и приносят пользу нашей работе и итоговый результат.
- Побочные затраты, которые по факту просто пожирают наше время и силы.
Следовательно, нужно сокращать не коммуникации в целом, а побочные затраты. Чтобы их минимизировать, следует улучшать качество и эффективность коммуникаций. На мой взгляд, побочные затраты скрываются в 3 основных проблемах:
- В отсутствии ответственности за коммуникацию, из-за чего она низкого качества.
- В неправильно выбранном канале коммуникации, из-за чего коммуникация может длиться дольше или вообще потеряться.
- В неэффективном тайм-менеджменте, из-за чего каждый из нас теряет время и силы.
Далее рассмотрим каждую проблему подробнее и рекомендации по их предотвращению.
Не несем ответственность за коммуникацию
Чтобы понять, в чем именно заключается проблема, предлагаю рассмотреть параметры типовой коммуникации.
Есть заинтересованный автор, который...
- Имеет некоторую цель: решить вопрос, провести опрос для получения статистики или донести информацию до команды.
- Определяет лицо или круг лиц, участвующих в коммуникации, и предоставляет всю необходимую информацию.
- Понимает срочность и важность, которые могут влиять на коммуникацию.
- И, как правило, фиксирует результат. Будь то ответ на вопрос, результаты опроса и выводы, или что все ознакомились с информацией и приняли к сведению.
Если теряется хотя бы один из кусочков этого пазла, то эффективность коммуникации сразу же падает. А все почему:
- Без понимания цели вообще не стоит начинать коммуникацию.
- Без обозначения срочности вопроса велика вероятность не получить ответ тогда, когда он очень нужен.
- Без понимания, кому надо задать вопрос – мы будем отвлекать всех коллег сразу или очень долго ждать ответ хоть от кого-нибудь.
- Без фиксации результата скорее всего коммуникация возникнет еще и не раз.
Дальше рассмотрим несколько лайфхаков для предотвращения данной проблемы.
- Как правильно задавать вопросы:
1) Погрузите в контекст
Приложите:
- Артефакты по теме (скриншоты/логи/ссылку на сообщения)
- Ссылку на задачу
2) Обозначьте цель
Понимание конечной цели поможет собеседнику сформировать правильный ответ.
3) Дайте информацию о срочности
Это поможет определить приоритеты между задачами и другими входящими потоками.
4) Задайте конкретный вопрос
И приложите потенциальное решение при наличии такового.
5) Доведите до результата
Нет результата – время потрачено зря.
- Как правильно отвечать на вопросы
1) Обратите внимание на срочность
Если понимаете, что не сможете уложиться в сроки – сообщите об этом. Скорее всего есть кто-то кроме вас, кто сможет предоставить ответ.
2) Уточните время ответа
Сообщите, когда сможете приступить к разбору вопроса и примерным срокам ответа.
3) Уточните, как предоставить ответ
Иногда проще один раз услышать, а иногда лучше иметь возможность перечитать.
4) Подумайте, прежде чем ответить
Особенно при наличии вариантов ответа. Не всегда предложенные варианты – оптимальные.
- Что еще важно в потоке коммуникаций?
1) Говорящий заголовок сообщения/тема письма
Поможет сохранить быструю навигацию по каналам/письмам.
2) Тэгайте конкретных людей/группы людей
Иначе есть риск, что сообщение останется незамеченным.
3) Напоминайте об ожидании ответа
Особенно при наличии или повышении критичности/срочности.
4) Фиксируйте результат
Протокол встречи, итоговое сообщение или комментарий. Ну и, конечно, правки в документации.
А что насчет устных коммуникаций? Действуют все те же лайфхаки, что и для письменной. Но что хотелось бы отметить отдельно:
1) Сформулируйте повестку
Цель, план встречи, ожидаемый результат, тайминг.
2) Погрузите в контекст
Направьте вопросы и материалы для подготовки.
3) Сформируйте список участников
Назначьте встречу и проверь, что все могут быть. В ином случае встреча может оказаться бесполезной.
4) Проведите встречу по плану
Могут быть отклонения от плана, но важно достичь поставленной цели. Все отклонения фиксируем и продолжаем обсуждение в последующих встречах или письменных коммуникациях.
5) Зафиксируйте результат
Составьте протокол встречи и направь участникам и заинтересованным лицам.
Что имеем в итоге:
- Подготовка к коммуникации – залог успеха.
- Поддержка коммуникации – ответственность обоих сторон.
- Подведение итогов коммуникации и фиксация результатов – профилактика возникновения вопросов.
Неподходящий канал коммуникации
Теперь давайте представим, что все пункты с предыдущей проблемы соблюдены. Но не всегда автор может правильно выбрать канал коммуникации, что тоже может приводить к увеличению побочных затрат.
Чаще всего, последствиями неправильного выбора являются:
1) Если выбрали письменную вместо устной
- Слишком долго решаем горящий вопрос
- Долгая реакция на сообщения
- Уходим в сторону в переписке
2) Если выбрали устную вместо письменной
- Можем потерять факты/договоренности
- Пригласили не всех необходимых участников
- Пригласили слишком много участников, не все были нужны
Когда пора звонить?
- Вопрос очень критичный и срочный
- Переписка приобретает конфликтный характер
- Переписка длится уже очень долго, а вопрос не решается.
Выстроен неэффективный тайм-менеджмент
Теперь мы знаем, как правильно задать вопрос, как правильно на него ответить и даже как выбрать канал коммуникации и все делаем классно. Но еще одна проблема таится в том, что коммуникации нужно встроить в свой график. На помощь приходит тайм-менеджмент.
Чем поможет тайм-менеджмент?
1) Планировать день с учетом:
- Соблюдения приоритетов задач
- Соблюдения сроков и договоренностей с коллегами
- Постоянных встреч
- Личной продуктивности
2) Что способствует:
- Уменьшению стресса
- Росту продуктивности
- Росту качества работы и принятых решений
- Уменьшению прокрастинации
Почему это так важно?
Давайте рассмотрим на примере:
Как мы можем видеть, то там есть переключения между задачами/между контекстами, а возможно и между проектами. И казалось бы, что в этом страшного, я ж многозадачный. Давайте проверим, а так ли это?
Для проверки теории многозадачности взято упражнение из книги Дэйва Креншоу «Миф о многозадачности». Для выполнения понадобится ручка, лист бумаги и секундомер. В качестве примера возьмем фразу «Мы самая классная команда».
Нужно выполнить 2 задания:
- Первым шагом написать фразу полностью, а вторым пронумеровать в ней все буквы. Узнать, сколько времени уйдет на это.
- Писать фразу и сразу нумеровать в ней буквы. И узнать, сколько времени уйдет на это.
Проведя данный эксперимент на команде, были получены интересные результаты – разница во времени есть, где-то чуть меньше, где-то чуть больше. И при выполнении второго задания даже были ошибки:
Дальше рассчитали среднее арифметическое по каждому заданию (как среднюю температуру по больнице). Получается, что среднее время написания фразы без переключений составляет 33,6 сек, а при одновременном выполнении почти 45 секунд, что больше на 33%. А это значит:
- Человек не многозадачен. Он постоянно переключается с задачи на задачу, с контекста на контекст.
- Даже простое переключение у большинства составляет больше 11 секунд.
Что с этим делать? Одним из простых, но действенных решений может стать организация окон порядка или окон хаоса.
- Окна порядка – резервируем время под свои задачи, т.е. окна, в которых вас ничего не будет отвлекать. В остальное время в приоритете ответ на входящий поток.
- Окна хаоса – планируем окна, в которые будем отвечать на вопросы. В остальное время выполняем свои задачи.
Посмотрим, как преобразуется день аналитика из кейса выше, если за основу взять теория окон хаоса:
Итого:
- Чем меньше переключаемся – тем меньше уходит времени и сил.
- Чтобы контролировать переключения, планируй и контролируй свое расписание на день.
В заключении хотелось бы сказать, что коммуникации – это полезный и важный инструмент в работе команды. Если помнить и соблюдать все, о чем было рассказано, то это упростит жизнь не только вам, но и вашим коллегам.
Екатерина Гайдар
аналитик